Новости
Педиатрия: обзор отечественных публикаций. Декабрь

-
03.01.2022
-
319
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаем вашему вниманию краткий обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
Целью авторов первой статьи была оценка эффективности вакцинации против пневмококковой инфекции у детей в период посещения ими дошкольного учреждения.
Материалы и методы. Авторы провели ретроспективное сравнительное исследование амбулаторных карт организованных дошкольников г. Новосибирска. В основную группу включены дети, получившие полный курс иммунизации пневмококковой конъюгированной 13-валентной вакциной, в контрольную – их не вакцинированные ровесники. Анализировался характер течения острых респираторных инфекций на первом году посещения детского сада. Обработка материала проводилась с использованием пакета современных статистических программ.
Результаты. Вакцинированные дети на первом году социализации реже болели острыми респираторными инфекциями, заболевания чаще имели легкое течение, с меньшей частотой фиксировались бактериальные осложнения и использование антибактериальных препаратов. В группе не вакцинированных дошкольников, напротив, острая респираторная патология регистрировались чаще, преимущественно средней степени тяжести, чаще отмечались бактериальные осложнения и необходимость в системной антибактериальной терапии.
Заключение. Достоверно доказано, что специфическая профилактика пневмококковой инфекции у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, позволяет уменьшить частоту и тяжесть острых респираторных заболеваний, снизить риск развития осложненного течения инфекции и предотвратить использование антибиотиков.
В следующей статье обсуждаются патофизиологические механизмы атопического дерматита, в т.ч. в зависимости от эндотипа. В частности, отмечено, что в патогенезе заболевания превалирует воспаление 2-го типа, ключевыми цитокинами которого являются IL-4 и -13. Превалирование воспаления 2-го типа у детей раннего возраста указывает на необходимость патогенетической терапии, направленной на ключевые звенья воспалительного каскада с участием IL-4 и -13.
Авторы также описывают особенности таргетной терапии таких пациентов ингибитором интерлейкинов IL-4 и -13 — препаратом дупилумаб. Приводится обзор результатов исследований эффективности и безопасности дупилумаба в кратко- и долгосрочной перспективе. Авторы отмечают, что этот препарат, по данным многочисленных клинических исследований, показал свою эффективность и безопасность у детей с атопическим дерматитом при длительном применении, что позволяет его рекомендовать к использованию в клинической практике.
Авторы следующей статьи попытались оценить взаимосвязь клинических проявлений гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) с особенностями моторики желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) посредством метода периферической электрограстроэнтерографии (ПЭГЭГ) у детей.
Дизайн: обсервационное сравнительное исследование.
Материалы и методы. Обследованы 55 детей от 7 до 17 лет с установленным диагнозом ГЭРБ. Всем детям была проведена ПЭГЭГ. С целью изучения особенностей моторно-эвакуаторной функции ЖКТ у пациентов с классическими проявлениями ГЭРБ мы сопоставили жалобы с показателями ПЭГЭГ натощак и после пищевой стимуляции. В качестве жалоб анализировались изжога, отрыжка, тошнота и рвота.
Результаты. Проведенное исследование позволило выявить статистически значимые взаимосвязи клинических проявлений ГЭРБ у детей с показателями ПЭГЭГ. Так, у пациентов с жалобами на изжогу натощак электрическая активность (Р(I)/PS, %) на частотах подвздошной кишки была значимо ниже, чем у детей без жалоб на изжогу (р = 0,033), выявленные изменения отражают снижение моторики подвздошной кишки. Коэффициент соотношения P(I)/P(I + 1) тощая/подвздошная кишка у больных с изжогой был значимо выше, чем при ее отсутствии (р = 0,043), что говорит о дискоординации моторики в указанных отделах. У детей с отрыжкой натощак зарегистрировано значимое увеличение коэффициента ритмичности (Kritm) на частотах двенадцатиперстной (ДПК), тощей и подвздошной киши (р = 0,042, р = 0,035, р = 0,036 соответственно), что свидетельствует о непропульсивных сокращениях в указанных отделах. У пациентов с тошнотой после пищевой стимуляции P(I)/P(I + 1) ДПК/тощая кишка оказался существенно ниже, чем у больных без таких жалоб (р = 0,029). У детей со рвотой натощак Р(I)/PS, % на частотах желудка и ДПК была значимо выше, чем при ее отсутствии (р = 0,028, р = 0,036 соответственно), это отражает усиление моторики в данных отделах. Зарегистрировано и увеличение P(I)/P(I + 1) ДПК/тощая кишка у пациентов с жалобами на рвоту (р = 0,048). Kritm на всех отделах ЖКТ у больных со рвотой был значимо ниже, чем у детей без нее.
Заключение. У детей с ГЭРБ и жалобами на рвоту и отрыжку регистрировали наибольшее количество значимых изменений показателей ПЭГЭГ натощак, а именно Р(I)/PS, % на частотах желудка и ДПК, Kritm всех отделов ЖКТ. Выявленные изменения свидетельствуют о сниженной моторике, ее дискоординации, непропульсивных сокращениях, что обосновывает целесообразность назначения корригирующих нарушения моторики препаратов.
В последней статье сегодняшнего обзора представлены обобщенные данные о тех преимуществах, которые имеет применение гаджетов, и о тех рисках, которые обусловлены их влиянием на физическое и психическое развитие детей и подростков.
В частности, среди положительных моментов авторы отмечают стимулирующее влияние гаджетов на когнитивное, языковое развитие детей. Они также отмечают, что качественное программирование также способствует интеллектуальному развитию, включая развитие толерантного отношения к людям и творческого воображения. Также некоторые исследования показали, что активные видеоигры могут резко увеличить физическую активность от легкой до умеренной или от умеренной до высокой в краткосрочной перспективе.
Однако, по мнению авторов, имеется и ряд отрицательных моментов: замедление когнитивного развития детей при частом воздействии фонового телевидения, положительная взаимосвязь между просмотром телевизора и ожирением, нарушения сна, возможное развитие технологической зависимости и т.д.
В заключении авторы дают научно обоснованные рекомендации для родителей, медицинских работников и других людей, участвующих в развитии и воспитании детей:
- Сведите к минимуму использование собственного экрана в присутствии маленьких детей, особенно во время еды, игр и при наличии других важных возможностей для социального обучения.
- Расставьте приоритеты в общении с детьми посредством разговоров, игр и здорового, активного образа жизни.
- Выберите, когда использовать мультимедиа вместе, и отключите экраны, когда они не используются, избегайте фонового просмотра телевизора.
- Помогите детям распознать и подвергнуть сомнению рекламные сообщения, стереотипы и другой проблемный контент, а также убедитесь, что СМИ, используемые в присутствии детей, не содержат такого контента.
- Активно улучшайте и ограничивайте «встречи» со СМИ, выбирая их вместе и целенаправленно («Давайте посмотрим или воспроизведем этот контент сейчас с этой целью»).
- Ограничьте использование экрана в общественных местах и во время семейных дел, например, во время еды. Семейное время - это отличная возможность для социального обучения.
- Выбирайте контент из качественных некоммерческих источников, чтобы минимизировать воздействие рекламы.
- При выборе контента обращайте внимание на сообщения о поле, образе тела, насилии, разнообразии и социальных проблемах.
- По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения детям младше 2 лет экранное время не рекомендуется. До 2 лет ребенок не должен иметь никаких контактов с телефонами и планшетами.
- Для детей от 2 до 5 лет ограничьте обычное время перед экраном до 1 ч в сутки. Возможен просмотр познавательных передач, но не перед сном.
- Убедитесь, что сидячий образ жизни, связанный с использованием гаджетов, не является обычной частью ухода за детьми младше 5 лет.
- Избегайте использования гаджетов по крайней мере за 1 ч перед сном.
На этом сегодняшний обзор завершаю. До новых встреч.